Каждое юридическое лицо должно иметь свое "имя" - фирменное наименование. Именно оно позволяет идентифицировать товары, работы или услуги компании на рынке. Оно же является и нематериальным активом компании, имеющим определенную ценность.
Согласно статье 1474 Гражданского кодекса РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом. Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц (далее - Реестр) ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. Указанное означает, что фирменное наименование компаниии должно быть уникальным и в случае использования такого же фирменного наименования другой компанией, правообладатель вправе выступить с иском в арбитраж о защите своего исключительного права на использование фирменного наименования.
Если обратиться к сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), то в настоящее время существует масса компаний с абсолютно идентичными наименованиями, либо с наименованиями сходными до степени смешения. К примеру, в свое время очень часто многие компании использовали при государственной регистрации "раскрученное" фирменное наименование добавив к нему через дефис какую-нибудь литеру (допустим М или С) либо заменялась одна из букв в аббревиатуре наименования. Указанные фирменные наименования являются сходными до степени смешения.
В настоящее время данная категория споров получила свое развитие в арбитражных судах, в связи с чем сформировалась определенная арбитражная практика по ним.